Учимся играть джаз

sideman.ru — интернет блог о методах преподавания джаза на эстрадном отделении музыкального учебного заведения.

Одноголосие. Классический блюз.

Классический блюз отличается от архаического более развитой гармонией. На сравнительном анализе архаического и классического блюза можно показать основные приемы гармонических замен. Верхняя строчка таблицы — архаический блюз, нижняя — классический: 

I7
I7
I7
IV7
I7
I7
I7
Vm7 I7
IV7
IV7
IV7
#IVdim
I7
I7
I7
VI7
V7
IIm7
V7
V7
I7
IIIm7 VI7
V7
IIm7 V7

1. Терцовые замены (замены по медиантам) — такты 8, 11;

2. Замена доминантового септаккорда оборотом IIm7-V7 — такты 4, 9-10, 12;

3. Замена через уменьшенный септаккорд, расположенный на пол-тона выше — такт 6.

Методика записи диктанта:

1. Расчертить тактовую сетку по четыре такта на каждой строчке.

2. Подписать гармонию классического блюза. После прослушивания диктанта гармонию отредактировать, если в этом будет необходимость.

3. Записать рифф, на основе которого строится весь диктант.

4. Записать весь диктант, используя технику риффа и учитывая гармонию.  

5. Проиграть мелодию и гармонию на синтезаторе в разных тональностях.

джазовые диктанты