Учимся играть джаз

sideman.ru — интернет блог о методах преподавания джаза на эстрадном отделении музыкального учебного заведения.

Н.И.Шевченко. О сборнике «Джазовые диктанты»

Суббота, февраля 2, 2008

Умение записывать джазовую и эстрадную музыку является важным условием воспитания будущих исполнителей эстрады и джаза, а также любого современного музыканта, как профессионала, так и любителя. Формирование этого навыка необходимо начинать уже в младших классах ДМШ, заниматься этим постоянно, целенаправленно с тем, чтобы по окончании школы учащиеся могли самостоятельно записывать по слуху интересующую их музыку от популярных эстрадных песен до джазовых соло выдающихся музыкантов.
Специфика жанра вносит существенные особенности в работу над диктантом в сравнении с традиционной методологией. Перед учащимися ставится задача записать не только мелодию, но и гармонию в виде цифровки (по методике, принятой в джазовой музыке). Практика показывает, что при постоянном внимании к гармонии во время записи мелодии у учащихся развивается ощущение мелодико-гармонического комплекса. В результате оба этих элемента музыкального языка как бы работают друг на друга: с одной стороны, осознание гармонии позволяет более точно записать мелодию, с другой – анализ мелодической линии нередко помогает выйти из затруднительного положения при определении на слух структуры и функции того или иного аккорда.

При записи диктантов, имеющих джазовую основу, допустима определенная ритмическая свобода , а также более свободная запись хроматических звуков (вариантность #IV и bV, #II и bIII ступеней).
Предлагаемый сборник диктантов по сольфеджио состоит из трех разделов.
Первый раздел – одноголосные диктанты, составляющие основную часть пособия, – последовательно реализует основные методические особенности работы над освоением языка джазовой музыки. Тематически одноголосные диктанты расположены в соответствии с классификацией гармонических оборотов. Однако в отношении интонационного и ритмического содержания мелодии также выстроены естественно и логично, по принципу «от простого к сложному». Так или иначе, задания направляют слуховое внимание ученика на комплексное восприятие музыкального материала, и названия тем могут рассматриваться в определенной степени условно.

Джазовые диктанты