Учимся играть джаз

sideman.ru — интернет блог о методах преподавания джаза на эстрадном отделении музыкального учебного заведения.

Методика освоения основ джазовой ритмики #4

Воскресенье, января 29, 2017

3. Swing

В чём заключаются ритмические особенности свинга? В первую очередь это касается исполнения восьмых длительностей. Восьмые в свинге становятся триольными. То есть, в каждой доле первая восьмая удлиняется, сдвигая и укорачивая вторую, что и является одной из главных составляющих свинга. Следует помнить, что очень часто триольные восьмые в нотах записываются ровно, но при этом читаются триольно:


От того, что каждая вторая восьмая немного сдвигается, ритм начинает как бы слегка «хромать». Другая особенность свинга – акценты в ритме не совпадают с ударами пульса. Поэтому при исполнении данных ритмов следует обращать внимание и на артикуляцию.
Вначале отрабатываются триоли в сочетании с триольным пунктиром:

После того как будет усвоена триольная пульсация, играем такт в долю, такт – синкопы:

А затем можно переходить к типовым джазовым ритмам, которые отрабатываются в сопровождении ритм-блока синтезатора с использованием стилей из групп “Swing” и “Shuffle”.

В быстрых темпах (например, в стиле бибоп) ритмическая структура исполнения менее триольна – преобладает так называемая «скрытая» триольность, т.е. почти ровное исполнение восьмых длительностей. «Скрытая» триольность – одна из характерных черт джазового исполнительства.
В старших классах вносится ещё одна уточняющая поправка в понятие «свинг». Джазовые музыканты довольно часто пользуются приёмом некоторого «отставания» мелодии от ритмической основы, заложенной в партиях баса и ударных. Именно это и вызывает настоящее чувство «свинга». Добиться таких микроотклонений ритма от метра сознательно почти невозможно. Нужно «поймать» определённое ощущение звукоизвлечения, атаки звука. Некоторую помощь в этом могут оказать компьютерные технологии: в окне “Piano Roll” MIDI-редакторов можно не только услышать, но и увидеть, на какую величину (в тиках) сдвинуты те или иные ноты в исполнении мастеров джаза. Можно и себя проконтролировать с помощью компьютерной программы, записывая музыку и затем анализируя своё исполнение не только на слух, но и визуально. Зачастую ученик видит, что он не отстаёт от граунд-бита, а, наоборот, забегает вперёд. Это производит на него сильный положительный эффект, и впоследствии он уже сознательно пытается играть с «оттяжкой».

Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.