Учимся играть джаз

sideman.ru — интернет блог о методах преподавания джаза на эстрадном отделении музыкального учебного заведения.

Джазовые упражнения для фортепиано

Вторник, января 15, 2008

БЛЮЗ

Гармония и форма

Импровизация является неотъемлемым элементом джаза. Наилучшей формой для её выражения до сих пор остаётся блюз. Поэтому, прежде чем учиться играть джаз, следует освоить блюзовую гармонию и форму. На первом этапе знакомимся с самой простой формой – архаическим блюзом:

Нотный пример для темы “Блюз” #1

Этапы освоения:
1. Играем гармонию на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента с использованием стилей из разделов  “Swing” и “Latin”. Тональности: C, G, Bb, Eb, F.
2. В партии пр. р. добавляем риффы:

Нотный пример для темы “Блюз” #2

3. Играем на фортепиано в различных фактурах:

Нотный пример для темы “Блюз” #3a

Нотный пример для темы “Блюз” #3b

Блюзовый лад

Простейший блюзовый лад строится на основе минорной пентатоники, к которой добавляется пониженная V ступень.
Как быстро построить блюзовый лад?
1) Строим малый минорный септаккорд;
2) заполняем большую терцию – получается минорная пентатоника;
3) добавляем V пониженную ступень – получается блюзовая пентатоника.

Нотный пример для темы “Блюз” #4

Полезные упражнения на освоение блюзовых гамм можно найти в видеошколе «Blues for Piano and Keyboard, vol. 11». Каждое упражнение (4 такта) исполняется поочередно пр. р., л. р. и двумя руками вместе. Таким образом, в сумме получается 12-тактовый период – блюзовый квадрат. В пособии прилагаются «минусовки» в формате MP3, записанные в 12 тональностях. В начале целесообразнее ограничиться наиболее распространенными тональностями: A, C, D, E, F, G, Eb.

Блюз — минус in A

Нотный пример для темы “Блюз” #5

Данную аппликатуру следует применять в тональностях: A, C, D, E, G, Bb, Eb.

Аппликатура для тональностей F, B — пр.р. — 1-2-3-1-2-3 / 1-2-3-1-2-3; л.р. — 5-3-2-1-4-2 / 1-3-2-1-4-2

Аппликатура для тональностей C#, F# — пр.р. -2-1-2-3-4-1 / 2-1-2-3-4-1; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1

Аппликатура для тональности Ab — пр.р. — 4-1-2-1-2-3 / 4-1-2-1-2-3; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1

Под те же «минусовки» играем фразы, используя технику риффа. Сочиняем собственные фразы на блюзовую пентатонику.

Нотный пример для темы “Блюз” #6

В джазе может применяться мажорная пентатоника с добавленной bIII ступенью:

Нотный пример для темы “Блюз” #7

и так называемый полный блюзовый лад, состоящий из натурального мажора с добавленными к нему пониженными III, V и VII ступенями:

Нотный пример для темы “Блюз” #8